Понос - Аюрведа

Понос случается тогда, когда в силу тех или иных причин водные элементы тела увеличиваются и заполняют пищеварительный тракт, гася пищеварительный огонь и смешиваясь с калом. После этого вата понуждает их к нисходящему движению и к выходу из тела. Различается 108 типов поноса, 51 из которых обусловлен амой. Все 108 типов можно разделить на шесть основных категорий: обусловленные ватой, питтой, капхой, всеми тремя дошами, горем и страхом. Во всех случаях возбужденная апана вата теряет присущее ей свойство сухости. Вместо того чтобы обычным путем высушивать кал и придавать ему оформленный вид, возбужденная апана разлагает его и смешивает с водой. При загрязнении амой возбуждение апаны может быть обусловлено перекрытием каналов, в остальных случаях оно обусловлено воздействием дош или эмоциями. Наличие или отсутствие амы влияет на то, сколько времени требуется апане для того, чтобы прийти в возбужденное состояние после ослабления пищеварительного огня.

В отличие от поноса, который может быть и болезнью, и симптомом, запор рассматривается только как симптом – за исключением единственного случая, когда он вызван игнорированием позыва к дефекации. Запором, однако, не стоит пренебрегать, поскольку он влечет за собой неблагоприятные последствия, среди которых может быть и понос. Понятие чистоты кишечника прочно вошло в индийское самосознание, и для больного индийца является обычным жаловаться врачу: «мой живот не может себя очистить». Древние тексты изобилуют рецептами слабительных препаратов, и врач, строго придерживающийся традиций аюрведы, регулярно дает слабительное своим пациентам, чтобы обеспечить свободный отток отходов. Одна из причин того, что трипхала столь высоко ценится в аюрведе, заключается в том, что в достаточной дозировке она действует как надежное и мягкое слабительное. Передозировка сильных слабительных может стать причиной как запора, так и поноса, причем такое расстройство с трудом поддается лечению из-за общего ослабления и нарушения тонуса кишечника.

Поносу могут предшествовать колющая боль в груди, пупке, прямой кишке, нижней части живота и в боках, телесная слабость, затрудненное отхождение кишечных газов, запор, метеоризм и несварение. Понос, обусловленный ватой, обычно бывает пенистым и вязким; больной болезненно, шумно и часто извергает из себя малые количества кала. Когда подключается питта, исторгаемый материал имеет темно-желтый, голубоватый или красноватый оттенок из-за присутствия желчи; больной чувствует жажду, слабость и жжение, во рту у него могут возникнуть язвы. Понос при избытке капхи бывает белым и слизистым, большим по объему, сравнительно холодным и безболезненным, иногда сопровождается гусиной кожей. Когда горячие слезы пораженного горем человека возмущают вату, или когда вата возрастает от страха, жидкость может исторгаться из тела без фекалий вообще, и обычно без дурного запаха – по крайней мере, до тех пор, пока выведенная из равновесия апана не ослабит пищеварительный огонь настолько, что появится ама.

Когда причиной поноса становится внезапное горе, страх или другие факторы, провоцирующие вату, как например тряска в пути или шок от неожиданного падения в холодную воду, лечение направлено на то, чтобы успокоить перенапряженные нервы и мускулы обычными методами лечения ваты, к которым добавляются такие средства, как бильва, мускатный орех и листья марихуаны. Но если понос вызван амой, первая помощь состоит в том, чтобы ждать и наблюдать, поскольку такое очищение является естественным и прерывать его можно только при опасности обезвоживания организма. Если подавить понос до выведения амы из пищеварительного тракта, остаточная ама будет и дальше закупоривать каналы, приводя к возбуждению апаны и усугублению проблемы. Именно в силу этой причины при поносе с амой, особенно сопровождаемом вздутием живота, ощущением тяжести и болью, хорошо давать слабое слабительное, особенно харитаки – растение, которое выскребает аму из тканей тела и в то же время перерабатывает ее. Такое очищение выводит и все избыточные доши, тем самым устраняя ближайшую причину недомогания. Если же в качестве основной причины выступает вата, назначается клизма, в некоторых случаях с сырой кровью.

Если слабительное противопоказано или недоступно, то позволение поносу пройти самому по себе, выводит из организма избыток ваты, и рецидив болезни становится менее вероятным. При угрозе обезвоживания или когда пациент слишком слаб, слишком молод или слишком стар, а также если пациентом является беременная женщина, стремление успокоить апану должно стать первоочередной задачей, а выведение отходов временно прекращено. В аюрведе проводится различие между такими лекарствами, как каолин, пектин и атропин, которые попросту связывают организм, и лекарствами типа моча раса (смола растения Salmalia malabarica), мускатного ореха, бхаллатаки, кутаджа, молотого имбиря, внутренности косточки манго, листьев марихуаны, граната, мусты, нагакешары, чит-раки, бильвы и кумина, которые улучшают кишечный тонус и «удерживают энергии». Такие вещества, называемые на санскрите гра-хи,– наиболее приемлемые лекарства при поносе, поскольку они возвращают расстроенные органы к нормальному состоянию. Правильно приготовленный опиум может и прекратить понос, и укрепить энергетику кишечника. Дозы харитаки, меньшие чем для достижения слабительного эффекта, также укрепляют энергетику. Особенно полезен состав «Сандживани пани», в который входит харитаки. Все лекарства от поноса нужно давать перед едой, чтобы легче было успокоить апану.

Наилучшим из всех грахи является молочная сыворотка (для тех, кому она не противопоказана). Она имеет вяжущий, кислый и сладкий вкус и уравновешивает все три доши. Подобно молоку, она быстро дает прирост шукры и, следовательно, оджаса, и, подобно молоку, которое само по себе является вторичной тканью расы, она при усвоении выполняет функции расы, а именно – питание тканей, наполняющее их радостью. Молочная сыворотка с каменной солью и лимоным или лаймовым соком уничтожает вату; с медом или сахаром – уничтожает питту; с трикату – уничтожает капху. Как только у больного появится желание поесть, его нужно накормить легкой пищей, опять же с сывороткой. Если свежей сыворотки не оказывается под рукой, ее можно заменить свежей нежирной простоквашей (кефиром, йогуртом или другими кисломолочными продуктами), разбавленной водой не менее чем наполовину. Неразбавленная простокваша (йогурт и т. д.) обладает некоторыми свойствами, увеличивающими аму, и ее нужно остерегаться.

Во время острого поноса с выходом амы больному можно давать только слабый чай из молотого имбиря, до тех пор пока большая часть амы не будет выведена. Затем – или же сразу, если амы не было изначально, – к чаю можно добавить жидкую кашу из поджаренных зерен (лучше рисовых или ячменных), давая запивать ее сывороткой. Когда кризис минует и апана начнет возвращаться в свое нормальное состояние, нужно разжечь пищеварительный огонь с помощью соответствующих трав. Питание должно быть строго ограничено легкими, быстро усваиваемыми продуктами до тех пор, пока кишечный тонус не придет в норму. На этом этапе особенно полезны лекарственные вина, поскольку они улучшают пищеварение и расслабляюще действуют на вату. Стимуляторы наподобие кофеина неприемлемы при состояниях, вызванных внезапным увеличением ваты или сильными переживаниями, так как они еще сильнее выведут вату из равновесия. Мускатным орехом можно успокоить практически любой понос.

Понос, грахани (заболевание хронического характера, при котором тонкий кишечник лишается правильного тонуса, это состояние включает в себя спру, плохое усвоение и некоторые виды дизентерии, хотя и не ограничивается только ими) и кровотечения могут взаимно обуславливать друг друга. При лечении грахани часто используется состав под названием парпатис, состоящий из сульфида ртути, смешанного с железом, медью, слюдой или золотом. Геморрой лечится приемом лекарств, зажигающих пищеварительный огонь, и путем окуривания такими веществами, как змеиная кожа, листья марихуаны и человеческие волосы. Если понос становится хроническим, страх его возвращения нередко вызывает новый приступ. Увещевания врача, что новый приступ не повторится, коль скоро будут соблюдаться все меры предосторожности в питании и режиме, очень помогают в таких случаях, не давая порочному кругу закручиваться вновь и вновь. Если горе обычно проходит со временем, то склонность к страху внутренне присуща людям с конституцией ваты, и ей нужно противопоставлять обычные меры воздействия на вату – прикладывание масла и тепла к животу, глубокое медленное дыхание, простые позы йоги и медитация.

Тэги: понос

Добавить комментарий