Лекарственные средства

Растения

Чарака учил, а буддийский врач Дживака доказывал на практике, что нет такого вещества в мире, которое не несло бы в себе лекарственных свойств. Все дело в том, чтобы уметь использовать эти свойства. В основных аюрведических трактатах упомянуто около шестисот лекарственных растений, отобранных древними провидцами из тысяч видов растущих в Индии растений. Критерии такого отбора нам неизвестны. Быть может, одни растения попали в список из-за своей повсеместной распространенности, другие – из-за способности помогать при широком спектре заболеваний, а третьи – из-за своих уникальных свойств.

Растения

...

Продолжить

Свойства растений (часть 2 из 4)

Бильва(Aegle marmelosf).Это небольшое колючее дерево из семейства цитрусовых считается священным в культе Шивы и Лак-шми. Корень уравновешивает вату, из листьев делают припарки при воспалениях и гангрене, сок из листьев помогает справляться с диабетом, а также унимает и жар, и озноб. Плод-один из немногих, используемых в аюрведе в незрелом виде, – горячий, маслянистый, сильнодействующий, стимулирует пищеварение и уравновешивает вату и питту. Из плодов готовят лекарственное варенье, которое творит чудеса при остром и хроническом поносе, особенно если понос чередуется с запором, при нарушенном

...

Продолжить

Свойства растений (часть 3 из 4)

Исабгол.Это индийский вид псиллиума (подорожника блошиного). Используется только шелуха семян – ее размачивают в воде, молочной сыворотке или нежирной простокваше 15-20 минут и затем принимают внутрь как средство от поноса и дизентерии. Для лечения запора размачивают в молоке. Псиллиум препятствует разрастанию патогенных микроорганизмов в кишечнике, а его клейкое слизистое вещество впитывает в себя бактерии и яды. Обладая смягчающим действием, он укрепляет и успокаивает слизистые и тем самым помогает при колитах. Однако в силу тяжести псиллиума передозировка ведет к ослаблению пищеварительного

...

Продолжить

Свойства растений (часть 1 из 4)

В аюрведе травы рассматриваются с точки зрения их влияния на организм человека. Поэтому классификация растений по их свойствам в аюрведе более важна, чем общепринятая таксономическая классификация. Если данное растение имеет тот же эффект, что и упомянутое в тексте, оно найдет свое применение в надлежащих целях безотносительно к тому, к какому биологическому виду оно относится. Вайдья Нанал, один из моих преподавателей в Пуне, иногда совершает поездки в Германию. Во время одной такой поездки ему понадобилось приготовить состав, известный под названием «Триб-хувана кирта раса». Он разыскал

...

Продолжить

Свойства растений (часть 4 из 4)

Сандал(Santalum album).Сандаловое дерево было известно в Египте еще за семнадцать столетий до н. э. Оно упоминается и в древнейших хрониках Индии и Китая. Это небольшое дерево паразитирует на корнях других деревьев, отнимая у тех питание. Сандал имеет горький, сладкий и вяжущий вкус, прохладное воздействие и сладкий эффект после усвоения. Сандал уравновешивает доши, в первую очередь питту. Он применяется наружно в виде мази или порошка для успокоения нарывов на коже и внутренне в виде слабого чая для очищения крови, ослабления жжения, лечения горячих лихорадок и утоления жажды. Обладает особой

...

Продолжить

Кшара, соль, шиладжит

Кшара (щелочь)

Щелочи готовятся из пепла растений. Пепел размешивают в воде, затем отжимают и высушивают. Щелочи оказывают выжигающее и выскабливающее действие, являются слабительным, мочегонным и пищеварительным средством и могут быть причиной импотенции. Самая известная кшара – ячменная, используется обычно в сочетаниях с другими средствами при расстройствах мочевыделительной системы (задержание, боль, камни в почках и мочевом пузыре), при проблемах с пищеварением (слабое усвоение, повышенная кислотность), геморрое, а также при бронхите и гриппе.

Соль

Соль является веществом горячим, маслянистым и

...

Продолжить

Животные продукты

Животные более сознательны, чем растения. Даже растения ощущают ужас и боль, когда их убивают. Убийство животного причиняет еще больше несчастий. В силу закона кармы доля того страдания, которое испытывает животное, жертвующее жизнью ради изготовления лекарственного препарата, остается в этом препарате и отчасти является причиной его побочных эффектов. Какова бы ни была ведическая точка зрения на этот предмет, под влиянием буддизма и веданты в аюрведе выработался совершенно четкий запрет на использование продуктов животного происхождения – за исключением тех, которые можно получить, не

...

Продолжить