Аюрведическое лечение

Лечение болезни – это своего рода духовная практика. Посещение врача можно назвать паломничеством. Его кульминацией становится ритуал исцеления, выполняемый под руководством доктора-гуру, который помогает вам избавиться от грехов в питании и прочих, засевших глубоко внутри вас в виде амы. Доктор-гуру помогает телесному элементу огня очистить вас от них. В каждый момент времени ваше тело создает ваше прошлое – по мере того как оно усваивает продукты пищеварения. Работая в настоящем со своим прошлым, вы можете более уверенно планировать свое будущее, в котором ткани тела будут чисты и здоровы, отходы не будут переполнять организм, а доши будут пребывать в устойчивом равновесии.

Большинство из нас имеют многослойные отложения токсинов, накопленные за многие годы. Вывести их из организма одним махом и нежелательно, и вряд ли возможно, так как в этом случае они переполнят и заблокируют собой выделительную систему и повредят ум. И тело, и ум привыкают к ядам, поскольку эти яды становятся заметными величинами в уравнении метаболического равновесия. Единомоментное их устранение вывело бы из равновесия тело и ум, так что человек перестал бы чувствовать себя «самим собой». На попытку ускорить процесс организм отвечает сопротивлением. Нужно уважать мудрость тела и позволять ему освобождаться от ядов с той скоростью, какая ему подходит. Очищение организма – это долгий процесс, требующий не одного цикла для удаления многих слоев грязи. Нужно быть терпеливым как в отношении этого процесса, так и в отношении заново рождающегося себя. Это терпение подобно терпению при выращивании дерева. И если на этом пути время от времени случаются откаты к старой нездоровой жизни, надо учиться вновь собираться с силами, подобно тому как ребенок, учащийся ходить, падает, встает и снова идет вперед.

В аюрведе предпочтение отдается не быстрому, а постепенному излечению, которое предохраняет от ослабления единство личности, заведующее иммунитетом. Всегда, когда это возможно, постепенное избавление от пристрастий лучше для иммунной системы, чем моментальная «шоковая терапия». При постепенном избавлении от пристрастий самые вредные из них сначала замещаются менее вредными, а затем уже менее вредные постепенно сводятся на нет. Так же и лечение ни в коем случае нельзя прерывать резко, чтобы дать организму время адаптироваться в новых условиях жизни без медицинского костыля. Если перемены в здоровье и пересмотр себя как личности происходят постепенно, то к концу программы человек ощущает себя преображенным, хотя и не может указать на какой-либо «кризис», который произвел это преображение. «Исцеляющий кризис», восхваляемый некоторыми современными медиками, на самом деле необходим лишь в очень узких пределах. В аюрведе упор делается не на кризисы, а на хорошо продуманный физический и психический катарсис.

Вместо того чтобы увязнуть в проблемах, связанных с каким-то органом, железой, энергетическим центром или чакрой, если только положение не совсем катастрофично, гораздо лучше увидеть в целом план своего развития и направления движения. Строго определить болезнь не всегда возможно, так как не все болезни точно укладываются в отведенные им медициной рамки. Кроме того, из-за обилия и разнообразия стрессов, которым мы все подвержены, бывает и так, что ни на один из факторов, сопутствующих болезни, нельзя указать как на ее причину. Когда ни сама болезнь, ни причина ее не ясны, лечение возможно путем приведения в равновесие возбужденных дош, ибо именно доши представляют собой главные причины физического здоровья и нездоровья. Даже в случае болезней нефизического происхождения, к примеру, вызванных влиянием планет, черной магией или проклятием лихорадки, возбужденные доши все равно должны быть распознаны и приведены в равновесие.

Терапия делится на три вида в зависимости от уровня, на котором она действует: «научная» терапия использует юкти правильного питания, режима и лекарственных средств в зависимости от погоды и времени года и действует на уровне физического тела; «дисциплина ума» связана с высвобождением ума из плена нездоровых желаний; «божественная» терапия включает в себя все виды духовных практик и религиозных обрядов. Медицинское вмешательство на физическом плане делится на четыре типа: питание, режим, очистительные процедуры и смягчение симптомов. Накопление дош лечится питанием и режимом, а возбуждение дош – смягчением и умиротворением их при помощи веществ противоположного качества. Однако как только возбужденные доши выходят за пределы своих органов-резервуаров, самое лучшее, что можно сделать, это удалить их из организма. Если это невозможно, нужно нейтрализовать их с помощью медикаментов. Как только доши находят в теле уязвимое место и локализуются в нем, это место также требует лечения.

Чарака прибегает к сельскохозяйственной метафоре, чтобы пояснить этот подход к лечению, который характеризуется влиянием по нарастающей. Для лечения несильного заболевания достаточно диеты или голодания, как для высыхания мелкой лужи достаточно солнца или ветра. Для лечения болезни средней силы уже требуются более строгая диета и лекарства, так же как насыпанные в пруд или колодец песок и пепел помогают солнцу и ветру высушить его. Для сильной болезни необходимо очищение, как для осушения затопленных полей риса нужно сломать водозадерживающие насыпи. Заметим, что все эти сравнения относятся к переизбытку жидкости, к состояниям, порождаемым таким питанием и режимом, которые «производят влагу» (абхишьянди). Соответствующий вид лечения состоит в осушении тела, которое сравнимо с осушением болота под пашню. Когда тело хорошо просушено и в него в надлежащее время заложены добрые семена, политые свежей расой, результатом будет урожай здоровья.

Болезни, обусловленные «засухой», лечатся, как правило, методами в точности противоположными, а именно – питающей, увлажняющей и стабилизирующей терапией. Лечение обычно требует лекарств и режима с качествами, противоположными качествам болезни и (или) ее причины. Однако встречаются случаи, когда применяют подобное качество, например горячие припарки к нарывам, обусловленным питтой; рвотное при рвоте, небольшие дозы лечебных вин при лечении алкоголизма и шоковая терапия и угрозы при маниакальных состояниях, обусловленных расстройством ваты.

Основные принципы аюрведического лечения неизменны, но их применение разнится от случая к случаю. «Лечение определяется мерой»: воздействие данного вида лечения на данного пациента определяется его дозировкой, которая зависит от биологического вида (аюрведа лечит не только людей), от погоды, от вовлеченных в болезнь дош, от соотношения сил болезни и пациента, от возраста пациента и его конституции, от специфики болезни, от социального окружения, от цели лечения, от методов, которые предпочитает врач, и т. д. Особенно важны временные аспекты, которые включают в себя «время по часам болезни» и стыки времен года, поскольку контроль над дошами осуществляется по-разному в разное время в зависимости от внешнего времени и «момента» болезни в пределах микрокосма. Подход к лечению должен быть сугубо индивидуальным, и потому различные болезни иногда могут лечиться одинаковым путем, тогда как одна и та же болезнь у разных пациентов может лечиться по-разному – в зависимости от «меры» (степени вовлечения) различных факторов.

Когда более чем одна доша участвует в патологии, то по рекомендациям некоторых авторитетов бороться с ними следует начиная с головы (сначала капха, затем питта и, наконец, вата), ибо когда органы окутаны капхой, у человека теряется аппетит, что затрудняет прием пищи и тем самым существенно уменьшает возможности врача контролировать доши. Сушрута и ряд других авторов полагают, однако, что из-за важности пищеварительного огня первой должна быть уравновешена питта, затем вата и, наконец, капха, особенно при поносе и лихорадке. Есть и третий взгляд, согласно которому вата считается сильнейшей из дош, питта – второй по силе, и потому установление контроля над ними должно идти именно в этом порядке. Самая слабая доша – капха – должна быть уравновешена последней.

По мнению Вагбхаты, первой должна быть уравновешена самая возбужденная из дош, и в общем такой подход принимается большинством. Сушрута, например, утверждает, что всякое острое осложнение должно лечиться в первую очередь. Иногда происходит и так, что ослабленная лечением доша, покидая тело, производит мощный симптом – как огонь, вспыхивающий ярким пламенем перед тем, как потухнуть, или же как верхушка тоненького дерева, которое начинает раскачиваться во все стороны, когда с него спрыгивает совсем маленькая обезьянка. Такие обманчивые симптомы не должны вводить в заблуждение опытного врача.


Общий подход к лечению дош

Вата. Главные средства при расстройстве ваты – это масло и тепло, вводимые внутренне или наружно. Они противостоят таким качествам ваты, как холодность и сухость. Любое очищение должно быть средней степени интенсивности; наиболее предпочтительна клизма. Основной вкус – соленый, как в лекарствах, так и в обычной еде, поскольку он улучшает аппетит и пищеварение, а также обладает антиспазматическим и легким слабительным эффектом. Следующими идут кислый и сладкий вкусы. Полезны лечебные вина, а также лекарства, особым образом обработанные с целью усиления их лечебных свойств (от 100 до 1000 раз). Желателен массаж любого вида. В некоторых случаях применяется шоковая терапия, «стирание памяти» (нечто наподобие распрограммирования), иногда связывание. Больной должен забыть свои тревоги, полностью расслабиться и наслаждаться развлечениями. При возбуждении ваты пациенту требуется «хорошее пространство» в форме свободных каналов, которые дают ощущение счастья телу и уму.

Связывание способствует свободному току в каналах, так как оно укрепляет и успокаивает нервы. По этой причине на маньяков надевают смирительные рубашки и крепко пеленают грудничков, чтобы они быстрее уснули. В Индии женщины после родов оборачивают живот куском ткани, чтобы предотвратить накопление ваты в опустевшей матке. Головную боль, вызванную напряжением или упадком сил, часто удается унять сдавливающей повязкой вокруг головы.

Питта. Питта требует охлаждения. Опорожнение кишечника и кровопускание – наиболее предпочтительные очистительные процедуры для питты, поскольку они быстро выводят излишек тепла из тех двух мест, где концентрация его наиболее велика: кровь и пищеварительный тракт.

Важнейший вкус – горький, за ним следуют сладкий и вяжущий. Сладостные запахи (духи, цветы, благовония) помогают преодолеть сильный запах самой питты, особенно если они еще и охлаждают, как сандал, лотос и роза. К другим средствам охлаждения относятся купание или прохладный душ, лунные ванны, жемчужные ожерелья (особенно охлажденные), белая одежда, а также проживание среди зелени и фонтанов. Помогает все, что обуздывает природную интенсивность питты, в том числе спокойная музыка и медитация, которая успокаивает и охлаждает ум. Из-за большой силы огня пациент не должен оставлять его без дела, и здесь может помочь питание сырыми продуктами, какое-нибудь увлекательное занятие или трудная задача, требующая существенных затрат умственных усилий, то есть постоянного ментального огня.

Капха. Для того чтобы преодолеть естественную инерцию и сонливость капхи, требуются напряжение и деятельность. Составленный из элементов огня и воздуха острый вкус наиболее важен для контроля над капхой. За ним следуют горький и вяжущий. Однако при появлении амы на первый план выдвигается горький вкус, способствующий очищению каналов, и только затем следует острый, призванный вновь разжечь пищеварительный огонь, и вяжущий вкус, удаляющий излишек «мокроты». Рвота – главный метод очищения от капхи, хотя можно использовать и слабительное, и клизмы. Как лекарства, так и пища должны быть сухими, горячими, сильнодействующими. Старые вина и крепкие спиртные напитки в малых дозах, ночные бдения, половые сношения, силовые упражнения, стимулирующие мощное потоотделение (борьба, бег, прыжки), голодание, курение, грубая, сухая и теплая одежда, очень горячие бани – все это служит снижению капхи. По мере возможности нужно внушать пациенту ответственность за свое здоровье и удерживать его от обычного времяпрепровождения. Он должен «забыть удобства жизни ради грядущего счастья».


Паллиативная терапия

До начала лечения врач должен проверить, наполнен организм амой или нет. Если ответ на этот вопрос утвердительный, то пациент в течение одного или двух дней должен воздерживаться от пищи – до тех пор пока большая часть недавно образованной амы не будет переварена и исторгнута из организма. Затем через некоторое время – или же сразу, если ама не является основным фактором болезни – нужно сопоставить и сравнить силу болезни с силой пациента. Если пациент сравнительно силен, а болезнь сравнительно слаба, то показано активное очищение при помощи метода, известного как панчакарма. Однако если пациент сравнительно слаб, а болезнь сравнительно сильна, активное очищение нецелесообразно, поскольку всякое очищение в некоторой степени ослабляет организм. Эта слабость и вызывающая ее пустота «органов-резервуаров» может увеличивать вату, увеличивая тем самым вероятность обострения болезни вместо успешной борьбы с ней.

После очищения или вместо него, если пациент слаб, а болезнь сильна, или если тело пациента находится в таком состоянии, что не сможет как следует пройти очистительные процедуры (например, это касается беременных женщин), следует переходить к успокоению возбужденных дош. По традиции режим умиротворения насчитывает семь методов: переваривание накопившейся в теле амы, воспламенение пищеварительного огня, воздержание от твердой пищи, воздержание от жидкой пищи, физические упражнения, солнечные ванны и воздушные ванны. Из всех этих методов воздержание от пищи именуется «первым и наиважнейшим из всех лекарств». Это лечебное голодание можно проводить по-разному. Можно воздерживаться и от еды, и от воды, можно пить только воду, можно проводить дни на одной только жидкой пище, такой как бульон или сок, можно придерживаться единообразной пищи, например кичади из риса и бобов мунг, можно употреблять некоторое число различных блюд, специально подобранных по их полезности для лечения данной болезни.

Лечебное голодание дает телу возможность переварить аму, заново разжечь пищеварительный огонь, прочистить каналы и удалить из тканей излишек «влаги». Голодание в умеренных дозах – это поистине чудодейственное лекарство. Однако чрезмерное увлечение им, в частности многонедельные голодания, рекомендуемые ныне некоторыми натуропатами, грозит обернуться дегенерацией тканей, расторжением телесно-умственного единства, а в конечном итоге новыми, еще более сильными болезнями. Как и все другие лекарства, голодание должно применяться в «дозах», соответствующих индивидуальности пациента. Полное голодание без пищи и воды длится, по аюрведе, максимум два дня и назначается только в тех случаях, когда пациент буквально заполнен амой и потерял всякий интерес к еде. Когда возвращается желание пищи, ему дают рисовую или ячменную кашу, затем – в порядке утяжеления продуктов – суп из бобов мунг, рисовую кашу с бобами мунг. Далее следует возвращение к обычной пище по мере того, как огонь в организме разгорается и требует нормального питания.

Когда острая стадия болезни проходит, пациенту назначается успокоительный режим, в котором центральное место отводится правильному питанию. Лекарства вводятся в различное время дня, в зависимости от характера лечения:

  • утром до еды при болезнях капхи или для омоложения;
  • за полчаса до еды при расстройстве апаны;
  • во время приема пищи при расстройствах саманы или питты;
  • через полчаса после обеда при болезнях вьяны и через полчаса после ужина при болезнях уданы;
  • в начале приема пищи, если состояние пациента требует особенно бережного обращения или если лекарство отличается сильным действием;
  • между приемами пищи при расстройствах вьяны и болезнях головы;
  • в начале и в конце приема пищи при особенно сильных расстройствах ваты;
  • по мере необходимости при астме, кашле и тому подобном;
  • с каждым куском пищи при необходимости усилить пищеварительный огонь, а также для усиления полового влечения;
  • после каждого куска пищи при сердечных болезнях и других тяжелых заболеваниях.

Каждое лекарство вводится вместе с анупаной, то есть с переносчиком, который предотвращает побочные действия, обеспечивает быструю и качественную абсорбцию и вызывает синергический эффект, в силу которого доза самого лекарства может быть уменьшена. Аюрведические медикаменты не производят нужного эффекта без соответствующей пищи и анупаны. Самая лучшая анупана – это мед, который проникает в ткани без предварительного переваривания, поскольку он уже был переварен пчелами. Таким же свойством быстрого проникновения обладает яд, однако если мед отличается сладким вкусом, то вкус яда организм не в силах ни уловить, ни перенести. Простейшей анупаной является вода. При состояниях, отмеченных амой, применяется горячая вода. К другим широко распространенным анупанам относятся лечебные вина, отвары трав, фруктовые соки, лекарственные варенья, горячая и маслянистая еда, сливочное масло, топленое масло, нерафинированный сахар и мясной бульон.

Одно и то же лекарство с различными анупанами может помогать при разных болезнях. К примеру, шелуха псиллиума назначается при запоре с молоком, а при поносе и дизентерии – с молочной сывороткой. Иногда выбор анупаны зависит от времени года: харитаки сопровождается пальмовым сахаром летом, каменной солью – во время муссонных дождей, сахаром – осенью, молотым имбирем – в начале зимы, пиппали – в конце зимы и медом – весной. С другой стороны, то же харитаки дается с солью при болезнях капхи, с сахаром – при проблемах с питтой, с топленым маслом – для ваты и с пальмовым сахаром при возбуждении всех трех дош.

После выдворения болезни из тела начинается восстановительный период, в течение которого пищевые и другие ограничения остаются в силе как минимум еще столько же, сколько продолжалось самолечение. Скажем, если лечение болезни заняло месяц, восстановительный период должен продолжаться не менее месяца. При нарушениях восстановительного режима возможно возвращение болезни. Такими нарушениями могут быть долгие и громкие разговоры, поездки (особенно на дальние расстояния), продолжительная ходьба, длительное сидение или лежание в одном и том же положении, переедание (особенно если оно ведет к несварению), неправильное питание, питание без учета совместимости пищевых продуктов, сон в дневное время зимой, осенью и весной и любая сексуальная активность.


Масляная терапия

Растительные масла, жиры, костный мозг и очищенное топленое масло используются наружно и внутренне при подготовке к очистительным процедурам, а также в лечебных целях при некоторых заболеваниях, обусловленных ватой, особенно тех, что вызваны истощением организма.

Масляная терапия также показана людям невоздержанным в выпивке и сексе, беспокойным, в глубокой старости и в ранней юности, худым, потерявшим много крови или семени, а также людям с некоторыми глазными болезнями. Снеха-родовое понятие для маслянистых веществ – также означает любовь. И действительно, жировые вещества сообщают телу некий вид химической любви, который может иметь терапевтическое значение – особенно для тех людей, которым другой источник любви подыскать себе трудно.

Внутренняя масляная терапия, которая особенно необходима перед очистительной рвотой или очищением слабительными, обычно проводится путем употребления внутрь кунжутного масла или коровьего топленого масла дважды или трижды в день в течение трех-пяти дней. Дозировка и состав зависят от состояния пациента. Признаком достаточной промасленности пищеварительного тракта служит появление непереваренного масла в кале. При состояниях, обусловленных увеличением капхи, а также при наличии в теле большого количества амы, масляная терапия не проводится или же проводится с существенными поправками. Внешняя и внутренняя масляная терапия редко назначаются вместе.

Потогонная терапия

После масляной терапии пациент должен как следует пропотеть. Потение переводит доши в текучее состояние, и им становится легче оторваться от мест своего пребывания и выйти из организма. Есть два основных пути для улучшения потоотделения: прогревание тела извне и удержание огня внутри. Последнее включает в себя физические упражнения, теплую одежду, одеяла, лечебное голодание, алкоголь в разумных дозах и даже гнев. Для активного прогревания можно использовать хорошо нагретое помещение, лечебный пар, сауну, бутылки с горячей водой, солнечные ванны, открытый огонь (или инфракрасную лампу), горчичники и им подобные средства, горячие бани и душ (особенно в сочетании с лечебными маслами и настоями), горячие утеплители – например, мешочки с приготовленным на лекарственных травах рисом или с ку-латтхой и каменной солью для облегчения боли в суставах и против опухания.

Такие растения, как корень касторки, пунарнава, ячмень, кунжут, кулаттха, черные бобы, ююба, моринга, способствуют более легкому потоотделению. Терапевтическое потение противопоказано при беременности, кровотечениях, после приема опьяняющих веществ (в первую очередь алкоголя), в состоянии сильного гнева, сильной ненависти или ревности, слишком худым и слишком полным, а также при поносе, желтухе, анемии, туберкулезе и непосредственно после пищевого отравления. Чрезмерного потения должны остерегаться те пациенты, которые страдают головокружением, обмороками, тошнотой, лихорадкой и тому подобными недомоганиями.


Панчакарма

В Древнем Египте очищение тела от токсинов осуществлялось с помощью рвотных и слабительных препаратов. В аюрведе тоже используют эти методы, дополняя их клизмами и препаратами для носа. Все вместе они объединяются под общим названием панчакарма, или пять действий. Эти пять действий приводятся в двух различных вариантах. Чарака включает в свой перечень два вида клизм – масляные и собственно очистительные клизмы, тогда как другие авторы считают их за один вид, а в качестве пятого действия называют кровопускание. Этот последний вариант списка и принят большинством современных аюрведистов. Панчакарма назначается только в том случае, если больной сильнее болезни. Она делится на два вида – очищающую (клизма, слабительное, очищающая клизма, прочистка носовой полости, кровопускание) и питающую (масляная клизма, питательные капли в нос и т. д.)

Подобно временам года, жертвенным ритуалам и самой жизни, панчакарма имеет ясно очерченные начало, середину и конец. Детей учат тому, как им следует жить в зрелом возрасте, пройдя который они уходят на покой и начинают учить сами. Важнейшие события в жизни совершаются именно в зрелом возрасте, но жизнь взрослого человека была бы неполноценной без разбега в начале и торможения в конце. Точно так же и панчакарма включает в себя стадию подготовки, само очищение и восстановительный период.

К ритуалам, предваряющим собственно жертвоприношение, относится очищение участка земли, на котором оно будет произведено, умиротворение эфирных существ в ближайшем окружении, в том числе планет, и установление в астрологически выверенное время необходимых для жертвоприношения приспособлений. Подготовка к панчакарме включает в себя промасливание и прогревание пациента, нацеленное на то, чтобы переместить доши из конечностей в их органы-резервуары в пищеварительном тракте, откуда их затем можно будет удалить. После возвращения на свои места доши приводятся в возбужденное состояние при помощи процедуры под названием утклешана. Это делается для того, чтобы они покидали тело с большей готовностью. Например, тяжелая, маслянистая пища, такая как мясной бульон, используется в утклешане для капхи. При появлении признаков правильно проведенной утклеша-ны, – а такими признаками могут быть увлажнение глаз и позывы к рвоте, – тело становится готовым к очищению.

Представьте себе, говорится в тексте, что у вас в руках старая сухая ветка и вы пытаетесь ее согнуть. Ничего удивительного, если она сломается. Но если сперва пропитать ее маслом, а затем осторожно прогреть, она вновь обретет свою былую гибкость, и тогда ее можно будет согнуть. Равным образом, если человеческие руки, ноги и внутренние органы переполнены дошами, то без предварительного открытия каналов и разжижения отходов путем промасли-вания и прогревания очищение только ослабит организм и вынудит его еще сильнее втиснуть расстроенные доши в органы и ткани. Те «натуропаты», которые еженедельно в течение многих месяцев устраивают своим пациентам промывание толстой кишки в качестве очистительной процедуры, часто преуспевают только в том, что вызывают у пациентов острейшие расстройства ваты.

Прежде чем очиститься, нужно собрать свое прошлое в форме застрявших в теле дош и перенести его в настоящее. Совсем не случайно вартма-одно из слов, обозначающее канал циркуляции, – также значит и настоящее время. Настоящее – это то, что течет по каналам, и как только оно оседает где бы то ни было, оно становится прошлым. Когда доши вновь втекают в «настоящее», они изгоняются панчакармой. Тексты свидетельствуют о том, что первоначально такое очищение носило в высшей степени ритуальный характер, с обращениями к различным божествам и началом лечения только в благоприятный момент времени. Ритуализация помогала связать воедино микро- и макрокосм с целью восстановления гармоничного ритма жизни. В наше время внимание к космическому времени в аюрведическом лечении встречается редко, что является скорее отражением текущего состояния аюрведы в Индии, нежели эффективности самого метода.

После завершения основной части жертвоприношения следуют различные заключительные ритуалы, направленные на то, чтобы божества побыстрей разошлись по своим домам. После аюрведическо-го очищения выполняются процедуры, устраняющие остатки дош (после рвоты, к примеру, предписывается курение), после чего следует успокоительная стадия лечения, уравновешивающая доши и защищающая организм до его полного выздоровления. Впоследствии проводится терапия, укрепляющая органы тела, затронутые болезнью, для того чтобы создать в них запас прочности на будущее.


Терапия слабительными и рвотными средствами

Лечебная рвота обычно назначается на утро. Особенно часто этот метод очищения применяется в лечении лихорадок и респираторных заболеваний, обусловленных капхой, при потере аппетита, некоторых опухолях и при восходящем движении «кислой» питты (причине изжоги). Важнейшее рвотное в аюрведе – это мадана, которую в Керале отождествляют с Catunaregam spinosa, а в остальной Индии, как правило, с Randia dumetorum. Мадану можно готовить различными способами в зависимости от конкретного расстройства. Например, при восходящем движении «кислой» питты мадану нужно прокипятить в молоке, при избыточной капхе это молоко сбраживают в йогурт. При других расстройствах ее добавляют в топленое масло, варенье, растительное масло, медицинские свечи, порошки, настойки, отвары или леденцы. Для пациентов, требующих особого внимания, порошок маданы засыпается в лотос, и этот лотос затем дают нюхать больному. Иногда применяется усиленная форма маданы, получаемая растиранием ее в ее собственном отваре от трех раз до двадцати одного раза. Среди других рвотных средств можно назвать корень аира, корень солодки, семена горчицы, обычную соль и люффу.

К слабительным, используемым в аюрведе, относятся трипхала, моча (особенно коровья) или – для особо чувствительных особ – молоко или изюм. Применяется и касторовое масло, особенно при больших количествах амы. Наиболее почитаемое в аюрведе слабительное– триврт (Ipomoea turpethum). Оно успокаивает капху и питту, однако в силу своей сухости возбуждает вату. Как и мадана, триврт используется в различных формах, в том числе в порошках, вареньях, смягчительных напитках. С другой стороны, как и харитаки, триврт применяется в зависимости от сезона с различными переносчиками. Для детей, престарелых, для слабых и требующих особого обращения больных особенно хороша мягко действующая арагва-да (Cassia fistula). Наиболее мощные аюрведические слабительные приготовляются с Croton tiglium, который обладает столь сильным действием, что слабительный эффект может достигаться просто нанесением на кожу масла этого растения. Иногда это масло применяется и в современной медицине для резкого снижения кровяного давления или давления спинномозговой жидкости.

В текстах говорится также и о многих осложнениях лечебной рвоты и лечебного поноса, и там же приводятся указания, как с ними бороться. Например, если рвотное принимается человеком, плохо реагирующим на рвотные средства, но хорошо на слабительные, или же принимается на голодный желудок, или при не слишком сильно увеличенной капхе, или если принимаемая доза слишком велика, или излишне холодна, или чересчур мала, или если прием рвотного происходит до усвоения прежде съеденной пищи, – во всех этих случаях рвотное продвинется ниже по пищеварительному каналу и сработает как слабительное. Если такое произошло, необходимо провести масляную терапию, а затем вновь предложить рвотное. В других состояниях бывает так, что данная пациенту доза только возбуждает доши, но не выводит их прочь, в результате чего появляются отеки, икота, слабость, жажда, боль в икрах, подгибаются ноги и т. д. В этом случае следует намазать больного растительным маслом с солью, вызвать потоотделение, сделать мощную очистительную клизму, после чего накормить мясным бульоном из мяса животного засушливого климата. После этого нужно поставить масляную клизму, провести масляную терапию и, наконец, повторить прием очистительной дозы. Чрезмерно интенсивное очищение может привести к непрекращающейся рвоте или поносу. В этом случае применяется то же лечение, как если бы они возникли сами по себе.


Клизмы

Некоторые авторитеты полагают, что для успешного лечения врачу ничего не требуется, кроме клизмы. По словам других, процесс лечения на 50% состоит из применения клизм, причем это суждение распространяется и на животных, для которых в книге Чараки предусмотрены особые рецепты клизм. Помимо трав, составляющих основу лечения клизмами, для укрепления сил иногда используется мясной бульон, а также, хотя и довольно редко, лечебное вино и даже сырая кровь. Другие, практически забытые сейчас рецепты, включают сваренное в молоке мясо таких животных, как павлин, куропатка, варан, мангуст, дикая кошка, дикобраз и сумчатая крыса, и кроме того – рыбный бульон без молока. Клизма отличается от рвотного и слабительного тем, что не вымывает из организма пищеварительные соки и может быть равным образом использована и для очищения, и для питания тела. Чтобы не дать силе выйти из организма и чтобы предотвратить возбуждение ваты вследствие опустошения органов, перед клизмой нужно съесть немного твердой пищи, а после нее – съесть что-нибудь легкое и горячее, например бульон.

Максимальное количество вводимого внутрь материала, включая все жидкости и мази, составляет примерно 1/2 литра. Максимальное количество мази ограничивается, как правило, 100-120 мл, хотя некоторые авторитеты вообще отказываются от применения мазей. Часто добавляется мед. Жировое вещество должно составлять от одной шестой до одной пятой общего количества. Жиры включаются потому, что травяные отвары сами по себе высушивают толстую кишку и этим возбуждают вату. Иногда лечение проводится курсами из восьми, пятнадцати или тридцати клизм – в зависимости от интенсивности ваты. В таких курсах, начинающихся с чисто масляной клизмы (обычно берется от 120 до 250 мл), перемежаются очистительные клизмы, состоящие из травяных отваров, с масляными. Конкретный тип клизмы выбирается после изучения и сопоставления взаимной силы болезни и пациента, с поправкой на текущий временной цикл и с учетом влияния дош в конституции больного и в его текущем состоянии.

Питательные клизмы не назначаются тем, кто нуждается в выводе из организма избыточной «влаги» (то есть при ожирении, диабете и многих кожных заболеваниях), а клизмы для промывки организма не назначаются тем, кто нуждается в питании. Сексуально возбуждающие травы, такие как пиппали, проявляют это действие и в виде клизм. То же самое справедливо для омолаживающих трав. Такие добавки, как коровья моча, читрака, соль, щелочь ячменя или горчицы, усиливают клизму и улучшают ее способность устранять препятствия. С другой стороны, добавление молока, топленого масла и мягких, сладких препаратов смягчает клизму и повышает ее питательный эффект. Смягчающие клизмы обычно имеют объем около 800 мл, и при их назначении обычно налагается меньше пищевых и других ограничений, чем при других видах клизм. Если такая клизма состоит всего лишь из 150 мл (или менее) растительного масла, то она может применяться без ограничений. Ее могут использовать на регулярной основе люди, истощенные работой, перенапряжением, частыми поездками, неумеренным сексом и избыточной ватой. Одна такая популярная клизма, называемая «масло с медом», приготовляется на основе меда и растительного масла с добавлением отвара касторового корня, каменной соли и фенхеля. Ограничений по ее применению почти нет, а польза, которую она дает, весьма существенная.

Если клизма ставится без предварительного прогревания и про-масливания, ставится холодной, или если в ней недостает маслянистого или лекарственного материала, или если она слишком густа, – такая клизма будет не выводить доши, а, наоборот, еще больше возбуждать их. Она может стать причиной боли, растяжений и слабости пищеварения. Это положение исправляется прогреванием и про-масливанием, лечебными свечами, клизмой с коровьей мочой или лечебным вином. Сверхинтенсивные клизмы могут вызвать понос. Лечатся они так же, как и передозировка слабительного. Сильная клизма применяется при лечении застойных явлений, вызванных слишком мягкой клизмой, а маслянистая, сладкая, мягкая клизма ставится как контрмера при опустошении, вызванном слишком сильной клизмой. Кроме того, для снятия нежелательных последствий клизм используются массаж, дыхательные упражнения и даже шоковая терапия.

К категории клизм относятся и некоторые другие методы лечения. Для облегчения менструальных спазмов, при вагинальной сухости и подобных им состояниях применяются вагинальные орошения, нередко состоящие из одного растительного масла. При боли или звоне в ушах, при глухоте и некоторых инфекционных заболеваниях растительное масло заливают в уши, а для укрепления, расслабления и успокоения глаз вокруг них строят стеночки из теста и наполняют эти «пруды» растительным или топленым маслом.

Клизма для головы сильно отличается от обычной клизмы, несмотря на общность названия. Для начала пациенту коротко стригут волосы и плотно натягивают на голову кожаную или резиновую «шляпу» без верха. Края шляпы закрепляются на уровне чуть выше бровей и ушей. Щели уплотняются тканью или тестом. Затем в это приспособление заливается масло, так чтобы оно на несколько сантиметров поднималось над макушкой больного. В таком положении больной сидит около получаса при болезнях ваты, несколько меньше при болезнях питты и еще меньше при заболеваниях капхи. Лечение может закончиться раньше, если слизь начинает сочиться из глаз, носа и рта пациента. Эта процедура обычно проводится по вечерам и повторяется в течение трех, пяти или семи дней. После удаления масла с головы пациента ему нужно осторожно растереть ступни, ладони, плечи и области за ушами, пока они не согреются. После этого пациента умасливают и ведут мыться.

Клизму для головы назначают в основном при заболеваниях головы, обусловленных ватой. Это такие болезни, как утрата ошущений, лицевой паралич, бессонница, головная боль, облысение и даже безумие. Я сам видел человека, который после такой клизмы стал совершенно спокоен, хотя до этого не мог ни минуты усидеть на месте. Не вполне ясно, действительно ли масло проникает в мозг, однако учитывая то, что вирус бешенства, который по размерам гораздо больше молекулы растительного масла, может передвигаться вдоль нервных волокон от мозга до самых корней волос, нет оснований отказывать маслу в способности проделывать тот же путь в обратном направлении.


Обработка носовой полости

Этот метод очищения обычно применяется при болезнях головы. В зависимости от дош он делится на три типа: очистительный (с применением сухих порошков, например черного перца) для капхи; питательный (с применением, главным образом, лекарственных масел) для ваты; успокаивающий (с применением топленого или растительного масла) для ваты и питты. В качестве хорошей привычки можно посоветовать ежедневное закапывание в нос пары капель лекарственного или топленого масла и массаж слизистой носа мизинцем.

Кровопускание

Сушрута полагал, что добрая половина хирургических проблем может быть с успехом разрешена при помощи кровопускания. Однако он не упускал и сопряженные с этим опасности. Он указывает двадцать типов неправильных кровопусканий и подчеркивает, что чрезмерная потеря крови, ведущая к общей слабости пациента, неприемлема. Кровопускание используется, главным образом, при гнойниковых и других инфекциях, при застое крови в печени или селезенке, при некоторых хронических головных болях, при варикозном расширении вен, а также при некоторых видах опухолей на шее и голове, при ишиасе, гидроцеле, асците и застое лимфы. Пиявки используются, в основном, для местных недомоганий, а при системных расстройствах применяется венопунктура. Кровопускание при необходимости можно проводить в любой части тела – даже под языком и на половом члене (перед надрезом вены член должен находиться в напряженном состоянии).

Лечение огнем

Прижигания щелочью или теплом часто используются взамен хирургических операций при таких болезнях, как различные язвы, расширение лимфатических узлов, геморрой, новообразования (в том числе злокачественные), грыжа, воспаление суставов и даже при синусите. Для лечения фистулы в заднем проходе – ненормального трубовидного канала, связывающего анальный проход с поверхностью кожи и имеющего пять разновидностей – имеется только один метод: пропитанный щелочной смесью и затем высушенный шнур продевается в этот канал и завязывается с обоих концов. Щелочь прижигает рубцы, которые мешают зарастанию фистулы. В отличие от хирургической операции, которая, как правило, не имеет большого успеха, эта процедура очень эффективна. Она широко применяется во многих индийских больницах.

Более поверхностные формы лечения огнем, используемые, например, при параличе, состоят в сжигании лекарственного вещества над точкой мармы. Это отчасти напоминает методы китайской медицины. Прижигания производятся при помощи таких вещей, как козий помет, бычий или коровий зуб, наконечник стрелы, металлический прут, а также мед, пальмовый сахар, растительное и топленое масло. К прижиганиям прибегают при водянке и шпорах на костях. Форма ожога также важна. Лечение часто ведется с нарастающей интенсивностью. Например, при хроническом увеличении печени и селезенки больному сначала дают пропотеть, затем накладывают щелочную мазь, дают пить щелочной раствор и, наконец, ставят вытяжной пластырь с маслом бхаллатаки (Semecarpus anacardium), так что кожа покрывается волдырями. Если все это не помогает, то в качестве предпоследнего средства используется прижигание живота. Если не помогает и оно, то назначается хирургическая операция.

Добавить комментарий