Аюрведа

Чахотка (туберкулез легких) - Аюрведа

Если верховной болезнью во времена Атхарваведы был жар, то к наступлению классического периода индийской истории на смену ему пришла чахотка. Чахотка в аюрведе называется раджа якшма,что значит и «король болезней» (из-за ее многочисленных симптомов и осложнений), и «болезнью королей». Это очень древнее заболевание. В Ригведе есть заклинание на изгнание якшмы из всех частей тела. Одна из причин, почему чахотки боялись, состояла в том, что склонность к ней передавалась от родителей к детям – как некий вид кармической доши или миазма. Это те самые «туберкулезные миазмы», которые сегодня хорошо известны

...

Продолжить

Рак - Аюрведа

В то время как некоторые формы Болезни Ваты сопоставимы с определенными формами костно-мышечных и невралгических заболеваний в современной медицине, саму по себе Болезнь Ваты нельзя приравнять к какой-либо конкретной патологической категории. Как и Болезнь Ваты, рак есть группа взаимообусловленных явлений. Главное, что отличает рак, – это восстание части клеток против собственного организма как единой целостности, их выход из подчинения «Я». При этом бунтовщики начинают плодиться совершенно бесконтрольно, и ослабленная травмами или лишенная руководства иммунная система не может им помешать. Все раковые

...

Продолжить

Понос - Аюрведа

Понос случается тогда, когда в силу тех или иных причин водные элементы тела увеличиваются и заполняют пищеварительный тракт, гася пищеварительный огонь и смешиваясь с калом. После этого вата понуждает их к нисходящему движению и к выходу из тела. Различается 108 типов поноса, 51 из которых обусловлен амой. Все 108 типов можно разделить на шесть основных категорий: обусловленные ватой, питтой, капхой, всеми тремя дошами, горем и страхом. Во всех случаях возбужденная апана вата теряет присущее ей свойство сухости. Вместо того чтобы обычным путем высушивать кал и придавать ему оформленный вид,

...

Продолжить

Диабет - Аюрведа

Диабет входит в группу двадцати состояний, называемых пра-мехасупри которых изменениям подвергается моча. Десять видов, обусловленные капхой, легко излечимы; шесть видов, обусловленные питтой, излечиваются с трудом; наконец, четыре вида, обусловленные ватой, неизлечимы, хотя медицинская помощь облегчает состояние. Самая тяжелая форма прамехи – мадхумехауdiabetes mellitus, сахарный диабет. Сушрута различает два подвида мадхуме-хи: генетически обусловленный (или, говоря его же словами, «вызываемый дошей в сперме или яйце») и потому неизлечимый, и еще один, обусловленный «нарушениями в

...

Продолжить

Потенция

Вопросы омоложения и половой потенции часто рассматриваются вместе, поскольку и те и другие связаны с сохранением и поддержанием на должном уровне телесных «соков». При занятии сексом происходят значительные траты этих «соков». Поэтому наука о потенции также рассматривает способы их восстановления. Шарн-гадхара советует применять расаяны и ваджикараны(половые стимулирующие средства; в буквальном значении – «превращающие в жеребцов»), чтобы мужчина мог наслаждаться многими женщинами, не беспокоясь о потере семени. Такая позиция скорее всего отражала настроения того времени, когда цари и

...

Продолжить

Соединения ртути и серы

Ртутная басма, будучи крайне «горячей», имеет лишь ограниченное терапевтическое применение. Хлориды и иодиды ртути растворимы в воде и потому нежелательны, тогда как сульфиды не растворяются даже под воздействием желудочной кислоты и не являются токсичными при правильном приготовлении и применении. Более того, черный сульфид ртути применяется промышленным образом для очищения окружающей среды от загрязнений свободной ртутью.

У серы есть четыре разновидности: желтая, белая, красная и черная. Желтая сера используется в аюрведе для приготовления лекарств внутреннего применения, а белая – наружного.

...

Продолжить

Лихорадка (жар) - Аюрведа

Понос нередко оказывается полезным для тела, так как он выводит из организма аму, которая иначе проложила бы себе путь в ткани. Если позволить аме остаться, то это неизбежно приведет к такому заболеванию, как лихорадка, которая имеет место, когда доши вступают в канал расы – чаще всего из-за препятствий, чинимых амой. Эти доши забирают у пищеварительного огня часть его жара, тем самым ослабляя пищеварение и создавая предпосылки для дальнейшего приращения амы. В нормальном состоянии избыточное тепло выводится из тканей через пот, но когда ама блокирует отделение пота, а другого выхода у тепла нет,

...

Продолжить

Сердечная недостаточность - Аюрведа

Санскритский термин хрдрогане ограничивается «сердечной недостаточностью» в современном ее понимании, а включает в себя все, что происходит в области сердца, в том числе давление на сердечную область, оказываемое желудочными и кишечными газами, которое при длительном воздействии может плохо сказаться на сердце. Сердце – корень каналов расы и праны, а также местонахождение оджаса, ума и сознания. Нет сомнений в том, что провидцы – создатели аюрведы – хорошо представляли себе роль мозга, и эти утверждения нужно понимать в том смысле, что большую часть времени сознание пребывает именно в сердце,

...

Продолжить

Респираторные заболевания - Аюрведа

Шваса, или одышка (затрудненное дыхание) определяется как «неправильное осознание дыхания». Одышка может быть только при физическом напряжении, а может быть и в его отсутствие – это два типа одышки. Оба состояния вызваны движением ваты в несвойственном направлении. Это происходит из-за ваты: самой по себе; из-за препятствий, чинимых ей капхой, которые, в свою очередь, вызываются, например, капхогенной пищей или аллергией; из-за перенапряжения и страха. Шваса имеет тот же набор причин, что и кашель, першение в горле и икота. Все эти расстройства в некотором смысле являются проявлениями одной и той же болезни,

...

Продолжить

Растения

Чарака учил, а буддийский врач Дживака доказывал на практике, что нет такого вещества в мире, которое не несло бы в себе лекарственных свойств. Все дело в том, чтобы уметь использовать эти свойства. В основных аюрведических трактатах упомянуто около шестисот лекарственных растений, отобранных древними провидцами из тысяч видов растущих в Индии растений. Критерии такого отбора нам неизвестны. Быть может, одни растения попали в список из-за своей повсеместной распространенности, другие – из-за способности помогать при широком спектре заболеваний, а третьи – из-за своих уникальных свойств.

Растения

...

Продолжить